Понедельник, 20.11.2017
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

aReadme11 для программы HabibtgKompozitor - начало

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

HabibtgKompozitor

ХабибТГ Композитор

 

Версия 1.0.1

Автор программы: Хабибуллин Тавис Габдулхаевич

Москва, 01.03.2014

Автор программы для БЭСМ-4 и мелодий: Хабибуллин Тавис Габдулхаевич

 

             О "Блокноте" (Notepad)

При работе с программой придётся пользоваться "Блокнотом".

Чтобы просмотреть весь данный текст без прокрутки, щелкните меню "Формат" и затем выберите пункт "Перенос по словам".

 

Назначение программы

 

Программа HabibtgKompozitor является своеобразной экспериментальной установкой, призванной путём проведения на ней «обширных» (многочисленных) экспериментов подтвердить правильность авторской теоретической (математической) модели восприятия, в данном случае – на материале музыки. Частично с авторской теоретической моделью восприятия можно ознакомиться в приведённых в ссылках работах.

 

Программа включает в себя раздел, содержащий уже известную программу HabibtgMuz (здесь -  HabibtgMuzBESM4), которая демонстрирует (проигрывает) 4 мелодии, сочинённые электронно-вычислительной машиной (компьютером) БЭСМ-4 в 1972 году. Смотри aReadme2BESM4.

В этой программе «квантованные» звуки опять объединены (вручную) в привычные для нас непрерывные звуки разной длины. Это сделано для того, чтобы пользователь знал, что сочинённые компьютером мелодии из «квантованного» формата легко могут быть преобразованы в привычный для нас формат.

Табличное представление непрерывных и даже аналитических функций широко используется в физике, прикладной математике и программировании.

 

Формы представления мелодий, не соответствующие физическому процессу поступления информации к нашим органам восприятия, могли быть серьёзным препятствием для исследователей. А вот законы гармонии, которые проявляются и без такой формы представления, были успешно изучены и блестяще  изложены в толстых учебниках.

При этом законы гармонии проливают некоторый свет на тайны внутренней организации мелодии. Некоторые мелодии «обыгрывают» основные звуки известных аккордов. Например, каждый музыкант знает, что многие мелодии начинаются и кончаются на тонике и т.д. Мелодии можно условно делить  на «вопросы» и «ответы», периоды, фразы. Многие закономерности, описывающие тяготение аккордов друг к другу, «правила разрешения» встречаются и в мелодиях. Но применительно к мелодиям дальше общих формулировок и буквально нескольких частных правил дело обычно не идёт.

 

В связи с этим важно отметить, что используемая автором форма представления мелодий позволяет учитывать в модели взаимосвязь между ритмическим рисунком и мелодическим (звуковысотным) движением.

 

Круг пользователей программы

 

Программой может пользоваться любой человек. Однако, для того, чтобы каждый пользователь лучше мог понять, чем для него лично эта программа может быть интересной, условно разобьём потенциальных пользователей, например, на три категории.

 

Первая категория – «учёные» - исследователи свойств восприятия и форм мелодического мышления, специалистов по моделированию распознавания образов человеком (настоящих, а не мнимых). Они должны иметь элементарные знания в области теории музыки (нотная грамотность), теории вероятности, комбинаторике и алгебре, иметь представление о функциях.

Желательно также, чтобы они были в состоянии понять методику логического  вывода инвариантов к определённым преобразованиям (в том числе - в форме аналитических выражений) и их  использования. Например, ту, которую применил Альберт Эйнштейн при создании  специальной теории относительности в работе «К электродинамике движущихся тел».

Для таких пользователей сообщим, что если набрать случайным образом 64 «единичных» «квантованных» звука в привычном для нас диапазоне, то вероятность того, что мы получим более или менее законченную мелодию без особо фальшивых нот равна примерно

P=1/(10**60)

т.е. десять в минус шестидесятой степени.

Здесь

«/»  - знак деления

«**» - знак возведения в степень.

Это значит, что мы можем сидеть и всю жизнь набирать случайные звуки и так ни разу и не получить ни одной мелодии. С таким же успехом этим может заниматься и всё население земли.

Для этой группы учёных программа действительно может быть экспериментальной установкой, с помощью которой можно подтвердить правильность авторской модели восприятия.

 

О программе «Habibtg xyt распознавание»

 

Пользователям-учёным в этой связи настоятельно рекомендуется ознакомиться с программой Habibtg xyt -  обучающейся программой распознавания зрительных образов, включая формы движения (кино). В этой программе входная информация, предназначенная для распознавания (восприятия), представлена в виде «эпизодов» - последовательности «кинокадров» - изображений в плоскости «xy» для каждого «t» (t=1,2,3,…). Инварианты в модели выписаны в пространстве «xyt» и даже в «xyzt». Здесь появляется возможность интегрального представления для  обучения и распознавания (восприятия) музыкальной и зрительной информации. Для этого к «видео» роликам (эпизодам) программы Habibtg-распознавание надо просто добавить «звуковую дорожку». В случае одноголосной мелодии это будет единственное число h(t) для каждого кадра «t», т.е. 64 квантованных звука на 64 зрительных кадра. В случае двухголосных мелодий – это два звука на кадр: h1(t) и h2(t) и т.д. В более общем случае можно разлагать звук, например, в ряд Фурье и записывать для каждого кадра соответствующие частоты и коэффициенты. Это позволит записывать образы звуков разных музыкальных инструментов, голосов певцов, речь и другие звуки.

 

Так называемые «разделяющие функции», из которых выводятся инварианты, могут определяться в пространствах

(h,t) и (x,y,t), или (h,t) и (x,y,z,t).

 

Ассоциации между музыкальными и зрительными образами, естественно, будут идти с учётом общей оси «t», но они не будут ограничиваться простой синхронизацией по времени. Эти образы могут быть не только смещены во времени друг относительно друга, но вообще иметь разную продолжительность. А возможен и комбинированный образ (инвариант) из сложного переплетения зрительных и звуковых фрагментов. Так что такая модель сможет учитывать самые сложные ассоциации, возникающие при восприятии, например, танца, пляски, балета, фигурного катания, художественной гимнастики и т.д., включая светомузыкальные композиции.

Движения дирижёра оркестра также связаны с использованием таких ассоциаций.

У каждого музыканта движения пальцев прочно ассоциируются со звучанием исполняемого произведения. При этом ему даже не надо зрительно наблюдать формы этих движений.

 

Заметим, что природа инвариантов в математической модели такова, что они (инварианты) могут срабатывать, даже если система «воспринимает» (прослушивает или просматривает) совершенно новый материал. Другими словами, например, новая мелодия может вызывать зрительные ассоциации, выработанные на примере старых мелодий, если в этих мелодиях  обнаружатся общие инварианты.

Достаточно очевидный случай, скажем, когда формы движения, ассоциированные в результате обучения с одной группой вальсов или маршей, могут «всплыть» и при «прослушивании» нового вальса или марша.

С этой точки зрения ассоциирование с соответствующими звуковыми образами таких форм движения (и эпизодов), как «Фонтан», «Дождь идёт», «Работающий моторный велосипед» и т.д. является ещё более простым процессом, если сравнивать только звуковые инварианты. В эпизодах «Фонтан» и «Дождь идёт», например, характерные звуки могут появляться только в момент соударения падающих капель с поверхностью земли или воды.

Напоминаем, что здесь идёт речь об эпизодах, на которых «клоны» обучались под управлением программы «HabibTG-распознавание». Эта программа работает только  со зрительными образами.

С другой стороны, программа HabibtgKompozitor работает только с музыкальными мелодиями.

 

Механизм ассоциации со зрительными образами обсуждается здесь, чтобы добиться лучшего понимания возможностей авторской теоретической модели восприятия.

Но целью каждого проекта было всё-таки получение убедительных  научных результатов прежде всего в своей области, хотя и на основе единой теоретической модели.

 

К другой категории можно отнести «музыкантов» -  пользователей, которые могут самостоятельно подбирать  известные мелодии нужной длины, кодировать их и вносить в файл исходных мелодий взамен тех, которые были записаны автором. После этого они могут продолжить эксперименты на новом множестве мелодий. У таких пользователей появляется дополнительный шанс сочинить свои, уникальные мелодии. При этом можно выбирать, например, музыку разных народов.

Эта же категория пользователей может полностью заменить все исходные одноголосные мелодии на двухголосные мелодии, каждая из которых по длине в два раза короче. В данной версии это будет выглядеть так:

С  1-ого звука по 32-ой звук – первый голос

С 33-ьего звука по 64-ый звук – второй голос.

Сочинённая мелодия интерпретируется и проигрывается по такому же правилу, т.е. последовательно: сначала - первый голос, потом – второй. Для обычного, одновременного проигрывания пользователю придётся переложить цифровые результаты на ноты и исполнить их самостоятельно на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Примером короткой мелодии является мелодия №1 в разделе «Готовые мелодии от БЭСМ-4».

 

К следующей категории пользователей можно отнести обычных людей, которые могут попробовать самостоятельно сочинять и слушать мелодии, меняя входные параметры программы.

 

Инструкции

 

Установка программы

 

Программа может быть размещена на любом диске.

Zip-файл разархивируется в виде директории (папки) HabibKompozitor.

После размещения необходимо на рабочем столе создать ярлык с именем «Habib Kompozitor» , указав путь к объекту, напрмер:

C:\ HabibKompozitor

Программная установка не предусмотрена.

Для удаления программы достаточно уничтожить папку

HabibKompozitor и ярлык.

 

Как пользоваться программой


 

Для начала работы кликните на ярлык Habib Kompozitor.

Пользователь попадёт в папку HabibKompozitor.

Далее кликните дважды на файл HabibtgKompozitor.

Пользователь попадёт на главную форму.

 

Главная форма программы

 

Из главной формы можно попасть в две другие формы:

Форма «Готовые мелодии от БЭСМ-4» и

Форма «Синтез мелодий»

 

Форма «Готовые мелодии от БЭСМ-4»


 

Этот раздел содержит уже известную программу HabibtgMuz (здесь HabibtgMuzBESM4), которая демонстрирует (проигрывает) 4 мелодии, сочинённые электронно-вычислительной машиной (компьютером) БЭСМ-4 в 1972 году. Смотри aReadme2BESM4.

 

Форма «Синтез мелодий»


 

Данная форма позволяет выполнять в произвольном порядке следующие функции:

- проигрывание исходных мелодий

- чтение с диска ранее сочинённых и записанных мелодий и их проигрывание;

- сочинение и проигрывание новых мелодий;

- запись понравившихся новых мелодий на диск в файл машинных мелодий.

 

Некоторые термины на форме требуют пояснений.

 

«№ последовательности» может принимать значения 1 или 2 и определяет порядок построения звуков.

«1» означает, что используется первая строчка чисел в соответствующем файле Posledovatel.txt. В соответствии с ней после первого звука шаг за шагом сначала строится 64-ый, потом 31-ый и 32-ой и т.д. методом «половинного деления» образующихся интервалов.

«2» означает, что используется вторая строчка чисел в соответствующем файле. В соответствии с ней после первого звука все звуки строятся подряд в том порядке, в котором мы их слушаем: 2,3,4, … 64-ый.

 

При сочинении коротких двухголосных мелодий обязательно указывать  № последовательности = 2.

 

«minStat» - минимальная необходимая статистика, при которой некоторые закономерности используются программой. Если, например, minStat=1, то используются все, даже сомнительные «закономерности», которые, возможно, таковыми и не являются. Если, наоборот, minStat равен очень большому числу, то используются только часто встречающиеся, «распространённые» «закономерности». Если же такие закономерности в нужном «количестве» не обнаружены, работают другие закономерности, которые от minStat не зависят. Поэтому в таких случаях дальнейшее увеличение minStat на результат не влияет.

 

«№ max» - № максимума – задаётся для каждого шага (и, соответственно, звука). В зависимости от ситуации может принимать значения 1,2,3,4. Смысл этой величины можно узнать из работ автора, приведённых в ссылках. Это понятие возникло благодаря открытию автором так называемой «интерференции голосов».

«1» означает главный максимум, «2» - второй по величине максимум и т.д.

 

Пользователь должен помнить, что чем больше он ставит «№ max» , неравных 1, тем меньше шансов получить завершённую по форме мелодию.

 

Для всех шагов, недоступных для исправления пользователю (с 9 по 64), программа автоматически проставляет № max =1.

 

При сочинении двухголосных коротких мелодий надо иметь в виду, что законы гармонии достаточно чётко детерминированы, поэтому все звуки второго голоса (с 33-ьего по 64-ый) должны строиться только по главным максимумам. Это проще обеспечить, используя

№ последовательности = 2.

 

Кодирование высоты звуков

 

Звуки кодируются натуральными (целыми положительными) числами. Если между звуками расстояние равно единице, значит между ними интервал в пол тона. Можно пользоваться, например,  следующей условной таблицей:

 1 – До

 2 – До#

 3 – Ре

 4 – Ре#

 5 – Ми

 6 – Фа

 7 – Фа#

 8 – Соль

 9 – Соль#

10 – Ля

11 – Ля#

12 – Си

13 – До следующей октавы

...

Абсолютная высота звуков большого значения не имеет. Однако желательно, чтобы самый низкий звук мелодии был недалеко от единицы, чтобы самые высокие звуки при проигрывании оставались в слышимом диапазоне. Прослушивать исходные мелодии придётся, например, для поиска возможных ошибок при кодировании.

 

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz