aReadmeLit   для HabibtgPerspektiva 1.0.3

 

HabibtgPerspektiva 1.0.3 - программа построения перспективных изображений с учётом динамики зрительного восприятия

 

Версия 1.0.3

Автор: Хабибуллин Тавис Габдулхаевич

 

Некоторую информацию о проекте можно найти на сайте

http://tavis4.narod.ru

Теория изложена в работах [4] и [8].

См. также aReadMeLiteratura,  aReadmeXYTbmp для Habibtg-распознавание.

Копии данного файла имеют расширение «txt»  и  «docx».

 

 

  Инструкция к применению

 

Предупреждение:

Автор ни при каких обстоятельствах никаким образом не отвечает за ущерб, который может быть причинён программой при использовании в реальной жизни независимо от версии, статуса, способа и условий её приобретения.

 

О "Блокноте" (Notepad)

 

При работе с программой придётся часто пользоваться "Блокнотом".

Чтобы просмотреть весь данный текст без прокрутки, щелкните меню "Формат" и затем выберите пункт "Перенос по словам".

При работе с текстовыми файлами "Axyz.txt", "Cmd.txt", "Otvet.txt" может появиться другая проблема. Столбцы с числами и текстом могут искривляться, затрудняя процесс заполнения входной информации. Это происходит потому, что во многих шрифтах символы имеют разные размеры по ширине. К сожалению, это относится и к самому распространённому базовому шрифту MS Sans Serif. Поэтому для «Блокнота» надо подобрать шрифт, который не искажает нашу информацию (моноширинный текст).

Попробуйте, например, шрифты Lucida Console, Lucida Sans Unicode, Courier, Courier New и др.

-----------------------------

Теперь продолжим.

Программа может быть размещена на любом диске.

Zip-файл разархивируется в виде директории (папки) HabibPerspektiva1.0.3 .

После размещения можно на рабочем столе создать ярлык с именем Habib Perspektiva1.0.3 , указав путь к объекту, например,

 E:\HabibPerspektiva1.0.3

Программная установка не предусмотрена.

Для удаления программы достаточно уничтожить папку E:\HabibPerspektiva1.0.3 и ярлык.

 

Для начала работы кликните на ярлык Habib Perspektiva1.0.3  .

Далее.

Запустите программу, кликнув на файле

HabibtgPerspektiva.exe

На появившейся форме кликните

 "Pusk".

Смотрите графический результат на экране. После окончания работы результат в тексте можно посмотреть, кликнув

 "Otvet.txt"

Все манипуляции входными файлами, а также заполнение Блокнотом Axyz.txt и Cmd.txt и т.д. производятся  обязательно при завершённой программе (Exit).

 

Режимы и параметры главной формы

 

L – расстояние, на которое отодвигается текущая точка зрения от основной, исходной.

Nomera=true означает, что на изображение выводятся номера построенных точек.

OtvetBmp=true означает, что построенное изображение записывается на диск в файл OtvetBmp.bmp.

 

Инструкции по заполнению текстовых файлов

 

Файлы заполняются Блокнотом обязательно при завершённой программе (Exit).

 

Инструкция по заполнению полей файла "Axyz.txt"

Первая строка

 

     i     x     y     z

 

является комментарием. Её трогать не надо.

Файл содержит список точек  трёхмерного  пространства  XYZ, которые надо отобразить на двумерную плоскость PQ.

В каждой строке записывается только одна точка.

В списке может быть не более 2000 точек.

(В версии разработчика легко увеличивается).

Поле i – номер точки. Номера могут следовать в любом порядке.

1 <=  i  <= 2000 .

Поля x, y, z – координаты точки.

Между полями должен быть хотя бы один пробел.

i = 0 является признаком конца данных.

 

Инструкция по заполнению полей файла "Cmd.txt" (Команды)

 

Первая строка

  Cmd    i1    i2    i3

является комментарием. Её трогать не надо.

 

Cmd – код команды.

i1, i2, i3 – операнды (аргументы, параметры), являющиеся номерами точек из Axyz.

1 <=  Cmd <= 2000

В первой строчке начальная точка i1 отображается предварительно в P=0 и Q=0 , не обращая внимания на Cmd, i2 и i3.

Начальная точка не обязательно должна иметь номер 1.

В каталоге  NeSpervoiTochki приводятся входные и выходные данные проведённого расчёта, когда начальная точка имеет номер 6. Такие варианты могут понадобиться, если, например, надо проверить правильность построения всего нескольких удалённых точек, показывая их отдельно крупным планом.

 

В остальных строчках

 

Cmd=1 означает, что точку i1 строим интегрированием от точки i2.

Результат рисуется сплошной линией.

 

Cmd=2 означает, что точку i1 строим по направлениям от i2 и i3.

Результат рисуется как точка пересечения пунктирных линий.

 

Между полями должен быть хотя бы один пробел

(смотри образцы заполнения).

 

Cmd = 0 является признаком конца данных.

Это позволяет проверить, например, правильность построения нескольких первых точек, показывая их отдельно крупным планом.

Для этого достаточно в нужном месте временно вставить строку с единственным символом «0».

 

 

Рекомендуемый порядок демонстрации

 

Рекомендуется выполнить программу при следующих значениях L:

L= 0, 15, 30, 60, 1000 при

Nomera=true и Nomera=false.

Обратите внимание на следующие эффекты.

При L=0 мы имеем центральную проекцию. Соответствующие нижние и верхние точки колонн лежат на одной прямой.

По мере увеличения L удалённые объекты становятся крупнее.

Точки 2 - 19 строим интегрированием от точки к точке, начиная от точки 1. Основания правых колонн лежат на одной прямой при всех значениях L. Верхние части правых колонн лежат на одной прямой только при L=0.

При L=1000 (метров) первые 3-4 дальние колонны нарисованы одинаковой высоты, как и положено при параллельном переносе. Поэтому их вершины даже идут по нисходящей параллельно линии интегрирования по точкам оснований.  Однако верхние точки последних  ближних колонн 38, 39, 22, 14 круто загибают вверх, подчёркивая, что мы смотрим на них снизу вверх.

Если бы верхние точки самой дальней и самой близкой колонны не соединялись явной прямой, это решение было бы приемлемым. Например, если вместо колонн стояли бы деревья, пусть даже одинаковой высоты.

При наличии в натуре явной доминирующей прямой имело бы смысл просто соединить соответствующие верхние точки дальней и ближней колонны прямой линией. А верхние точки промежуточных колонн строить как точки пересечения этой прямой линии с направлениями от нижних точек (эти направления всегда совпадают с соответствующими направлениями интегрирования).  Этой операции в данной версии нет. Но она легко выполняется с помощью карандаша и линейки, т.е. её легко представить визуально. На зеркальной левой стороне этой линией служила бы линия на плоскости PQ от уже построенной точки 20 к  построенной точке 45.

 

Теперь подробнее о левой стороне.

Точка 20 строится по направлениям от уже построенных точек 13 и 17.

Точка 43 – по направлениям от точек 12 и 17.

Точка 45 – по направлениям от точек 14 и 43.

Точка 46 – интегрированием от точки 43.

Точка 47 – по направлениям от точек 45 и 46.

 

В порядке эксперимента описаны точки 42 и 44, дублирующие точку 20, т.е. имеющие такие же трёхмерные координаты x,y,z. Но строятся они (отображаются) по другим направлениям,  не являющимся доминантными,   от других точек.

Точка 42 - от точек 7 и 12. Точка 44 – от точек 1 и 43.

По мере уменьшения L они приближаются к точке 20, а при L=0 полностью с ней совпадают.

Заметим, что при обычной центральной проекции с расстояния в 1000 м мы имели бы практически параллельный перенос (аксонометрию). Все колонны были бы одинаковой высоты. Мы видели бы только одну, самую близкую колонну, которая заслоняла бы все остальные. Прямоугольник с вершинами 12, 14, 45, 43 превратился бы в квадрат.

 

О параметре L

 

При L=15, например, наибольшим искажениям подвергаются отношения между такими точками, как 14 и 45. Поэтому если бы мы отображали только правую половину композиции, эти искажения «не вошли бы в кадр», и мы имели бы возможность увеличить L без особых негативных последствий для других отношений. 

 

О размерах изображения

 

При каждом запуске программы максимально возможные размеры изображения определяются размерами окна при первом нажатии кнопки «Pusk». Файл OtvetBmp.bmp всегда имеет именно эти размеры независимо от последующих изменений размеров окна и масштаба изображения.

По умолчанию после старта окно принимает максимальные размеры.

Поэтому если пользователь желает сразу получить изображение и файл уменьшенного размера, чтобы потом не пришлось его обрезать с помощью графического редактора, он должен до первого нажатия кнопки «Pusk» заранее установить нужные размеры окна.

 

Литература. Ссылки. Другие материалы по теме

(находятся также и в отдельном файле aReadmeLiteratura)

 

Ниже приводятся некоторые работы, касающиеся восприятия и мышления.

Автор работ 1-7 и 11  Хабибуллин Тавис Габдулхаевич.

 

1. О методе марковских цепей в музыке

 

2. Исследование форм музыкальных мелодий с помощью ЭВМ / компьютера (К ПРОБЛЕМЕ УЗНАВАНИЯ, ЧАСТЬ 1)

 

Конфигурация модели восприятия "ht". Здесь h-высота звука, t-время (в первоисточнике используется обозначение «xt»).

 

3. "Машинная музыка" (мелодии)

HabibTGMuz - программа, которая демонстрирует (проигрывает) 4 мелодии, сочинённые электронно-вычислительной машиной (компьютером) БЭСМ-4 в 1972 году.

 

4. Построение перспективных изображений с учётом динамики зрительного восприятия

 

Конфигурация модели восприятия "xyz"

 

5. Программа HabibtgKlaster.

Эволюционное кластерное программирование, или «Что имел в виду уволившийся программист?»

 

Конфигурация объекта восприятия "yh".

Здесь по оси «y» отсчитываются строки программного текста, по оси «h» - уровни, на которых располагаются фрагменты программного текста.

 

6. HabibTG 1.0.3 xyt - обучающаяся программа распознавания зрительных образов, включая формы движения

Конфигурации модели восприятия "xy" и "xyt".

 

7. Программа HabibtgKompozitor (ХабибТГ Композитор)

 

http://tavis4.narod.ru

 

В первой половине семидесятых годов была опубликована следующая работа:

 

8.

УДК 515

Вадим Николаевич Семёнов, Тавис Габдулхаевич Хабибуллин

«Построение перспективных изображений с учётом динамики зрительного восприятия пространственных инвариантов архитектурных композиций»

 

Если правильно помню, саратовский политехнический институт, межвузовский научный сборник под редакцией Соломина.

 

9. Рудольф Хафизович Зарипов

 «Кибернетика и музыка»

Издательство «Наука», Москва  1971 год.

 

10. Восприятие. Механизмы и модели

Издательство «МИР», Москва  1974

 

11. Хабибуллин Тавис Габдулхаевич

«К проблеме узнавания»,  Часть 2

«Константность музыкального и зрительного восприятия»

Москва 1973  http://tavis4.narod.ru

 

12. Хабибуллин Тавис Габдулхаевич

 HabibTG 1.0.3xyt - обучающаяся программа распознавания зрительных образов, включая формы движения

 http://tavis4.narod.ru

 

13. Хабибуллин Тавис Габдулхаевич

HabibtgVideoBmp – программа подготовки bmp-эпизодов для обучающейся программы распознавания зрительных образов HabibTG 1.0.3xyt. http://tavis4.narod.ru

 

14. Бабский Евгений Васильевич, Зубков Анатолий Анатолиевич,    Косицкий Григорий Иванович, Ходоров Борис Израилевич

Физиология человека

Издательство «Медицина»,  Москва . 1966

 

15. Распознавание образов

Исследование живых и автоматических распознающих систем

Издательство «Мир»,  Москва . 1970

 

16. М.В. Фёдоров

Рисунок и перспектива

Государственное издательство «Искусство», Москва, 1960 г.

 

17. Анри Пуанкаре

Математическое творчество

 

18. Жак Адамар

Исследование психологии процесса изобретения в области математики

 

http://tavis4.narod.ru