Государство, устремлённое в будущее.

Как перейти к инвестиционному строю.

Хабибуллин Тавис Габдулхаевич.   http://tavis4.narod.ru

 

Патриотизм, демократия, революционные лозунги и вклад в светлое будущее в рублях и процентах.

Демократия

1.    Каждый гражданин с момента рождения получает уникальный идентификационный номер гражданина страны (ИНГ). За основу можно взять уже существующую базу и технологию по ведению ИНН.

2.    На каждого гражданина открывается федеральный денежный счёт     № 1, например, непосредственно в подразделении ЦБ РФ.

3.    Ежегодно на счет каждого гражданина переводится из бюджета конкретная сумма Gr, одинаковая для всех граждан, рассчитываемая по формуле

Gr=0.05*B/StrNas    , где

B – фактический доход (поступление) в бюджет за прошедший год

StrNas – численность населения.

Таким образом,  на выплату уходит 5% бюджета.

Аргументы.

1)   Пикалёво, Автоваз, моногорода, смежники Автоваза, большие расстояния, отсутствие среднего класса и т.д.

2)    Возможность сохранения плоской шкалы налогообложения (которая является простой, эффективной и передовой).

3)   Это этап, предшествующий микрокредитованию предпринимательства, которое развито слабо.

4)   Сигнал народу:  «Не можешь бороться с чиновничьим произволом и распилом бюджета – возглавь его».

5)   Постелить соломку, хоть и тонким слоем.

6)   5- 10  % на управление – это нормально.

7)   Естественное стимулирование реального сектора экономики через конечного потребителя.

8)   Попытки стимулировать реальный сектор только через изменение процентных ставок и выпуск государственных облигаций напоминают попытку Пятачка отогнать пчёл от висящего на воздушном шаре Винни-пуха. При этом у каждой страны, применяющей этот метод, обычно есть свои, глубоко спрятанные интересы. В США, например, это способ крупных банков, являющихся фактическими хозяевами ФРС, получить дешёвые деньги, не утруждая себя работой с реальными вкладчиками.

Часть этих денег направляется на раскачивание «развивающихся» рынков и финансовое ограбление соответствующих стран (таких, как Россия).

Массовое банкротство физических и юридических лиц, утрата доверия вкладчиков – результат финансово-экономической «деятельности» (в том числе этих банков) – выводит из строя нормальный здоровый механизм привлечения денег.

Чиновник – патриот и заложник своей страны, кредитор и инвестор.

Для каждого чиновника дополнительно открывается ещё один денежный счёт (№ 2) – аналог депозита в банке. Вступая в должность, каждый чиновник вносит на свой счёт установленную законом для этой должности сумму. Эти деньги блокируются, и получить их обратно чиновник может  только через 5 лет после увольнения.  Сумму можно установить, например, в размере 5 годовых окладов данного работника.

Если выяснится, что чиновник причинил ущерб государству, то по решению суда с этого счёта может быть изъята сумма в порядке возмещения ущерба.

Чиновник  может тратить «дивиденды», которые могут начисляться на счёт № 1. Именно «дивиденды», а не фиксированные и гарантированные проценты, в отличие от классического депозита.

GrDiv =GrVklad*(B1-B0)/B0    

где

GrDiv - дивиденды чиновника

GrVklad - сумма, внесённая чиновником

B1  – среднее значение  величины «B « за три  прошедших года,  в терминах фондового рынка - так называемая скользящая средняя по трем точкам. Сформулируем боле точно.

Пусть i -  прошедший (отчётный)  год, а величину «B» за  год «j» будем обозначать как B[j]. Тогда

 B1= (B[i]+B[i-1]+B[i-2])/3;

B0 – «база» - эта же величина, только  рассчитанная со сдвигом на один год назад. Поэтому

B0= (B[i-1]+B[i-2]+B[i-3])/3;

Если GrDiv  отрицательная, то «дивиденды» не начисляются.

После внедрения системы и приведения её в устойчивое состояние взносы на счёт № 2 постепенно можно сделать обязательными для всех бюджетников (учителей, врачей и т.д.). И, наконец, можно разрешить всем остальным гражданам добровольно вносить деньги на счёт № 2, правда, не выше определённой суммы. Это составит конкуренцию банкам и не позволит им опускать ставки по депозитам ниже определённого уровня.

Макроэкономический смысл прост. Государство легко и просто убирает  на время ликвидность, которую население в данный момент не может пристроить в более выгодные финансовые инструменты. При этом государству не надо выпускать облигации, организовывать бессмысленную биржевую торговлю с привлечением банков и депозитариев, не нужны биржевые спекулянты для поддержания ликвидности.

Банки-паразиты, лишившись одной из любимых игрушек с распиливанием государственных денег, возможно, наконец-то, заинтересуются редиской и морковкой, машиностроением, микросхемами, компьютерами, роботами и программным обеспечением (сельским хозяйством, высокими технологиями и реальным сектором вообще). Ценные бумаги частных компаний будут пользоваться на рынке б’ольшим спросом.

Трёхуровневая модель данных объекта управления «Страна»

Первый уровень – уровень страны -  совсем простой.

1.    Название (например, Россия) :   StrNazvan

2.    Площадь территории :   StrS

3.    Численность населения :   StrNas

Второй уровень – уровень субъекта федерации (область, край и т.д.). Для единообразия используется обозначение «Obl».

1.    Название (например, «Красноярский край») : OblNazvan

2.    Площадь территории «области» :   OblS

3.    Численность населения «области» :   OblNas

Третий уровень – уровень гражданина (частично мы его уже рассматривали).

1.    Идентификационный № гражданина страны   ИНГ  (ING)

2.    Ф.И.О. :   GrNazvan

3.    Счёт № 1 и счёт № 2 :   GrSN1 и GrSN2

(Аналогично, в модели областного уровня могут быть открыты местные счета OblGrSn1 и OblGrSN2, но об этом - позже).

Перейдём к описанию функционирования модели.

Каждый субъект федерации платит в федеральный бюджет налог с субъекта федерации, рассчитываемый по формуле

OblNal = k*OblNas*OblS ,

т.е. пропорционально территории и численности населения.

K коэффициент, одинаковый для всех субъектов, вычисляемый из уравнения

SIGMA(OblNal[i], i=1..OblNmax) = 0.05*B0

Здесь левая часть выражает сумму налогов всех субъектов федерации.

i – порядковый номер субъекта

OblNmax  - максимальный номер субъекта

SIGMA – заменяет обычный знак суммы, известный в школьной алгебре

Таким образом, в бюджет страны поступает 5 %  от  «базы» за предыдущий период. Лучше эту сумму разбить на части и платить поквартально.

Модель данных объекта управления «Область»

На уровне области модель выглядит аналогично, только всё на один «этаж» ниже.  На первом уровне – область, на втором – район, на третьем – гражданин. Роль федерального бюджета играет областной, налоги в который платят районы. Программное обеспечение для всех областей – единое, практически это копия программы для федерального уровня.

Надо подчеркнуть, что модель областного уровня – это механизм управления экономикой, а не просто схема «разнарядки» по сбору дополнительного налога для федерального уровня. Свои минимальные обязательства перед федеральным бюджетом область должна выполнять в любом случае, а при их невыполнении должно меняться руководство области.

Вернёмся к федеральному уровню.

На государственном уровне приходится управлять не только территориями, но и отраслями, естественными и прочими монополиями. Введём понятие «нерыночного элемента». Это – субъект экономической деятельности, нечувствительный к рыночным стимулам. Нерыночный элемент обычно порождает эффект «собаки на сене» - сам как следует не работает и другим не даёт. Потребитель ждать и торговаться не может, и альтернативы у него нет, а над нерыночным элементом  ничего «не капает», он никуда не спешит.

А надо, чтобы капало!

К ним обычно относятся разного рода монополии, АЗС, ЖКХ, железные дороги, газо и нефтепроводы, линии электропередач, аэропорты, территории областей и т.д.

Представьте себе, например, некий райцентр, в котором всего один магазин. Решите задачу. Как его можно сделать рыночным элементом без конкурирующих магазинов и без «помощи» антимонопольного комитета?

По поводу территории областей мы свои предложения уже сделали. С остальными нерыночными элементами можно поступить ещё проще. Например, ввести по всей стране налог в 1000 рублей в месяц для всех АЗС. Если через некоторое время цена на топливо не упадёт, увеличить налог в 2 раза до 2000 рублей и т.д., пока реальный объём продаж и норма прибыли не достигнут оптимальных значений. Если при этом всплывёт по цепочке ещё один класс нерыночных элементов, например, оптовые поставщики топлива, их также немедленно надо сажать на счётчик, начиная с тех же 1000 рублей. Если их монопольное положение было очевидно с самого начала, их можно начинать облагать налогом одновременно с АЗС.  Более «тонкая» настройка описана в работе [1].

Местные власти могут вводить свои, дополнительные налоги, но отменить федеральный налог они не могут.

Ведь многие экономические элементы становятся нерыночными именно в результате подкупа местных властей.

Инфляция, зарплата депутатов, президента, междусобойчик.

Под чиновниками понимаются и депутаты.

Необходимо отменить  все законы, касающиеся личных доходов и привилегий депутатов, принятые ими самими или назначенные президентом в обмен на зарплату президента (междусобойчик).

Депутаты не могут сами себе назначать зарплату. Они не должны получать больше, чем врач или учитель. Судя по социально-экономическим результатам страны за последние 20 лет,  им вообще не следовало платить зарплату. Если у человека нет никаких глубоко и профессионально обоснованных идей  по улучшению законодательства, ему вообще нечего делать в Думе. Высокая зарплата превращает их в жвачных животных, которых не оторвёшь от кормушки. Они препятствуют приходу в Думу действительно прогрессивно мыслящих профессионалов и тем самым наносят непоправимый вред стране.

Зарплата президента, премьер-министра, депутатов, членов совета федерации должна быть установлена в составе тарифной сетки окладов бюджетников  раз и навсегда, например, путём проведения референдума. Одновременно с этим необходимо раз и навсегда зафиксировать объём денежной массы круглой суммой, допустим, столько-то триллионов рублей.

Депутаты придумали себе удобную функцию управления «по совместительству». С начала напишу плохие законы, а потом слегка по управляю через депутатские запросы и  т.д. При этом ни за что не отвечаю как управленец, но и никакое, даже самое плохое правительство или ЦБ в отставку не отправляю – был очень занят.

Демократия и рынок – всего лишь механизмы, довольно примитивные и нечётко сформулированные.

 

Они не могут подменять собой цели государственного развития. При сильной поляризации и социальном расслоении населения не работают ни демократия, ни рынок. Демократия в переводе – это «народовластие». Власть нищего народа над кучкой богачей – это бред. Кучка богачей будет развивать высокотехнологический сектор и  наводнять рынок качественной и дорогой продукцией, конкурируя друг с другом, чтобы выманить у нищего населения последние копейки и стать ещё богаче – это то же бред. История учит, что в такой ситуации реально и эффективно работает только такой финансовый инструмент, как автомат Калашникова. Трагедия заключается в том, что в результате «революций», как сейчас часто стали говорить в СМИ, «на смену одним мерзавцам приходят другие, ещё большие мерзавцы». Происходит это потому, что цель «революции», «светлое будущее» формулируются на языке лозунгов и «…измов», нет никаких конкретных моделей и количественных финансовых показателей и критериев, ради которых народ проливал кровь в этих «революциях». В результате «революции» превращаются в очередной государственный переворот. Иногда для отвода глаз создают при этом множество разных непонятных структур типа институтов вечно переходного периода и т.д. При чём переход этот – в никуда.

Между тем не так уж сложно выписать предельно допустимые коэффициенты, показывающие степень расслоения по доходам, скажем, работников бюджетной сферы. За основу можно взять опыт СССР. Если после окончания вуза мы имели сторублёвых инженеров, врачей и учителей, то министры получали, видимо, где-то 500 – 700 рублей. Так что если президенту будет назначен оклад, равный десяти окладам работника бюджетной сферы низшего и самого массового звена, то это будет неплохим началом в деле наведения порядка во всей финансовой системе. При этом надо зафиксировать абсолютный размер денежной массы. Действительно, национальная валюта является единственным инструментом измерения и оценки всех механизмов распределения материальных благ, доли государственного бюджета, которой распоряжается каждый гражданин, степени личной финансовой ответственности каждого чиновника и бюджетного работника, размера и условий залога, которые остаются действительными многие годы и связывают интересы чиновника и гражданина с интересами (целями) государства в целом. Словом – постоянный объём национальной денежной массы – это святое.

 

Если более 100 лет назад радужную картину идеального демократического и чисто рыночного капитализма подпортила появившаяся финансово-промышленная олигархия, то теперь кое-где появилась финансово-политическая олигархия, которая оттеснила «бедных» промышленников от кормушки и печатного станка.

Обещать населению повышение зарплаты и пенсий, не говоря при этом ничего о том, сколько будет напечатано новых денег и в чей карман большая часть их уйдёт – удел политиков и правителей,  считающих, что население такое же наивное и умственно отсталое, как и они сами.

В действительности при каждом таком «избирательном» рекламном повышении они методично вгоняют в нищету всё остальное население, не «охваченное» коррупцией, распиливанием бюджета и этим повышением.

К счастью, теперь у нас имеется пример еврозоны, в которой такие фокусы так просто не проходят.

На самом деле рост благосостояния народа должен измеряться более объективными показателями, например, длительный и неуклонный рост покупательной способности национальной валюты (в том числе – её укрепление  к иностранным валютам), рост средней продолжительности и качества жизни, рост доходов, измеряемый, например, в миллиграммах золота, тоннах нефти, кубометрах газа и т.д.

Поэтому постоянная денежная масса – необходимое условие для построения эффективной и легко контролируемой системы управления. Все «сбои» и отклонения, задержки управляющего воздействия (увеличение времени «тау» в цикле управления) будут выявляться немедленно.

В случае возникновения дефицита бюджета в качестве  самой быстрой меры «реагирования» должна быть «индексация» зарплаты бюджетников. Например, умножение kRubl (см. ниже) на 0.98 означает, что все бюджетники страны получат зарплату на 2% меньше. После таких «успехов» правительство быстро разберётся, кто и сколько недоплатил налогов, кто прикарманил государственные деньги, какие налоги (например, на землю) и на сколько надо увеличить, а какие (например, НДС, налог на прибыль), наоборот, уменьшить или отменить, чтобы обеспечить экономический рост и сделать налогоплательщика платежеспособным  и т.д.

В бюджетный сектор должны идти не проходимцы и случайные люди, а специалисты, которые с детства готовят себя к работе в выбранном направлении, а родители таких детей должны озаботиться не столько тем, чтобы у их ребёнка были «дача, машина, гараж», сколько образование и деньги для вступительного взноса в госсектор.

Поскольку бюджетники, как и обычные акционеры,  являются «совладельцами» части бюджетного пирога, они должны быть абсолютно готовы к тому, что их зарплата и «дивиденды» будут на вполне законных основаниях колебаться и приходить к неким точкам равновесия, аналогично тому, как волатильный фондовый рынок успокаивается при появлении определённости в экономике.

 При этом все в одной лодке, всё открыто и прозрачно. Просто если раньше фразы типа «как будем работать, так и будем жить»,  «кому многое дано, с того многое спрашивается» и т.д. были просто лозунгами, то теперь всё это переводится в рубли.

Если у человека нет денег для вступительного взноса, он может попытаться сначала накопить их, работая в частном секторе, или взять кредит у физических или юридических лиц. Для этого можно разработать стандартные формы кредитования, предусматривающие, например, перечисление всех полученных «дивидендов» кредитору и т.д. Случайному человеку, не внушающему доверия, вряд ли удастся получить такой кредит. С другой стороны человек, продавший машину или гараж, чтобы заниматься любимым делом  по специальности в государственной организации, вряд ли будет плохим работником.

Оклады

Тарифная сетка окладов составляется не в рублях, а в специальных единицах - баллах -  по 1000-бальной  шкале.

Президенту  назначается оклад в 1000 баллов. Минимальный оклад бюджетного работника – 100 баллов. При этом зарплата в 100 баллов должна быть достаточно большой, чтобы работник мог прокормить свою семью независимо от того, какой это труд – умственный, физический, требующий высшего образования или нет и т.д.

Такая шкала позволит раз и навсегда зафиксировать все оклады по всем отраслям и видам деятельности, не допуская дискриминации отдельных групп работников.

Обозначим оклад конкретного работника в баллах через OkladBall, а в рублях на текущий момент – через OkladRubl. Тогда оклад в рублях вычисляется по формуле

OkladRubl=kRubl*OkladBall

где kRubl – коэффициент пропорциональности, общий для всех должностей.

Этот коэффициент может плавно меняться, например, не чаще, чем  раз в год в зависимости от финансово-экономической ситуации.

При KRubl=200 президент получит оклад в 200000 рублей, а минимальный оклад бюджетника составит 20000 рублей.

1000-бальная шкала при желании может применяться и при утверждении размеров различных штрафов и платежей, которые раньше определялись через разные МРОТ1, МРОТ2 и т.д.

 

Общая идея предложенного подхода проста.

Это попытка активизировать систему государственного управления и управления бюджетной сферой через идею акционерного государства. Но в чистом виде у этой идеи есть два крупных недостатка. Первый недостаток – большие накладные расходы при организации биржевой торговли «государственными акциями» из-за большого количества акционеров (в России – около 140 миллионов человек). Второй недостаток – зависимость рынка таких акций  от внешних и внутренних спекулянтов, которые, надувая и сдувая пузыри на бирже будут неадекватно оценивать фактическую деятельность правительства.

Поэтому взамен предложено несколько простых механизмов предварительного регулирования, которые воздействуют практически на всё население страны напрямую, а через население – как на реальный сектор экономики, так и на систему государственного управления в целом.

Внедрение данной системы поможет перейти к инвестиционному строю, описанному в [1], и перейти в целом к решению более содержательных вопросов государственного управления (цели управления, критерии, структура органов управления, оптимизация и т.д.).

В качестве примера рассмотрения вопросов управления бюджетной сферой можно порекомендовать [2].

Описанный подход может предлагаться любой стране, не только России.

Ссылки:

1.    Хабибуллин Тавис Габдулхаевич.

«Налог и инвестиционный строй».

2.    Хабибуллин Тавис Габдулхаевич, Свиридова Анна Юрьевна.   «Структурный подход к экономике».

Предполагается, что  работа [2] будет размещена в интернете позже.

 

Хабибуллин Тавис Габдулхаевич.   http://tavis4.narod.ru

14.06.2011

Сайт управляется системой uCoz